1000kh100 kopia

Август 2018
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
АРХИВ ПО НОМЕРАМ
Читайте нас:
16+
   

Свежий номер

Свежий номер
15.08.2018

Мнения

  • Во все ДОЛГие

    Нам есть чему поучиться у белорусов. В этом убеждена Елена КУЗЬМИНА, редактор газеты «Новгородские ведомости» Моя знакомая уже который месяц достает меня жалобами на соседку. Та не платит за...

    Комментариев: 1
  • Если люк провалился вдруг

    Как Великий Новгород проинспектировали «дорожники» от ОНФ рассказывает Василий ДУБОВСКИЙ, редактор газеты «Новгородские ведомости» Да, линия фронта ныне проходит по ямам, трещинам и прочим...

    Комментариев: 9
  • Универсальный библиотекарь

    Директор Новгородского библиотечного центра «Читай-город» Ольга МАКАРОВА: " Когда в руках — всё мировое информационное наследие и абсолютно разные пользователи" 27 мая отмечается Общероссийский день...

    Комментариев: 0

Блоги журналистов

Аккуратное счастье К чему приводит идеальный порядок в шкафу?
Бежим и чистим Что такое плоггинг и почему за него надо бороться
След в истории Даже кирпичи могут поведать о повседневной жизни древнего Новгорода


Задай вопрос - получи ответ



 Мария Клапатнюк
Мария Клапатнюк

В начале декабря мы запустили новый проект. На вопросы читателей в течение недели отвечал главный редактор «НВ» Геннадий Рявкин. Поступали просьбы...

подробнее

Фоторепортаж

 

Нужны думающие люди

07.02.2018 Общество    Автор: Анна Мельникова
Нужны думающие люди

Педагог из Неболчей Любытинского района Сергей Хельштейн превращает урок труда в предмет современных технологий

Средняя школа в Неболчах — самая обычная, в том смысле, что нет в ней уклона на углублённое изучение какого-то предмета. И дети в ней учатся самые обычные — есть среди них и умницы, и маленькие разбойники, есть отличники и те, кому учёба даётся с трудом. Но в прошлом году школа наравне с тремя гимназиями областного центра оказалась в числе лучших учебных образовательных учреждений России и вошла в топ отечественных учебных заведений с индустриально-технологическим профилем. Высокую оценку сельская школа заслужила во многом благодаря педагогическому труду Сергея Хельштейна. На протяжении 14 лет его ученики занимают призовые места на Всероссийских олимпиадах по технологии.

От поделок к мышлению

В кабинете-мастерской для мальчиков сразу чувствуется резкий, но всё же приятный запах древесины. Шестиклассники пыхтят над созданием кормушек для птиц. Если ошибок в работе нет, то изделие можно унести с собой. Но если обнаружится криво забитый гвоздь, Сергей Валдемарович заставит переделать.

Своеобразный образец для подражания прямо под носом у мальчишек — старинный письменный стол с резными ножками неизвестного мастера-краснодеревщика. Когда-то он украшал барскую усадьбу Менделя, после революции использовался в сельсовете. А в 60-е годы, когда в стране началась штамповка корпусной мебели, был отправлен в неболчскую школу. Сначала стоял в кабинете директора, а потом перекочевал в кабинет труда. Примечательную историю своего рабочего стола мне рассказал сам Сергей Валдемарович. Поговорить с ним удалось в промежутке между уроком и факультативом, на котором он занимается со старшеклассниками — готовит ребят к региональному этапу олимпиады по технологии. Пройдет он уже на следующей неделе.

— Сергей Валдемарович, стол-то дубовый. Сегодня, наверное, и древесины такой не найти? — мне интересно, а могут его ученики в умении приблизиться к чему-то подобному.

А учитель в ответ улыбнулся и пригласил в комнатку-сокровищницу, от пола до потолка плотно уставленную деревянными макетами утраченных мельниц, часовен, крепостей. Вот игрушка-качалка, вот стол, а вот карета, вернее, её разобранные элементы. Всё — проекты-победители прошлых олимпиад, областных и всероссийских. От солнечных лучей большинство из них защищены тонкими покрывалами. Дубовой древесиной, кстати, воспитанники Хельштейна сумели обзавестись благодаря урагану, обрушившемуся на Неболчи в июле 2010 года и повалившему в окрестностях посёлка множество деревьев.

— Каждый год появляются новые ученики, и всё нужно начинать по-новому. Но олимпиады по технологии с каждым годом усложняются. Примитивный уровень — пили отсюда и досюда — не проходит. Помимо знания материалов: металла, дерева, пластмассы, подростку нужно владеть информационными, лазерными технологиями, робототехникой, уметь создавать чертежи 3D-модели. И это не мода, а жизнь, — говорит Сергей Валдемарович.

Из тех новых технологий у него в кабинете имеются ноутбук и Интернет. Станки с числовым программным управлением, лазерные установки, 3D‑принтеры — лишь мечта. Деньги администрация школы скорее потратит на хозяйственные нужды, чем на покупку современного оборудования для мастерской. И между тем Хельштейну и его команде каждый год удаётся войти в число призёров Всероссийской олимпиады, куда съезжаются участники из 60 регионов страны. Получается не ударить в грязь лицом перед такими богатыми регионами, как Татарстан, Мордовская республика, Челябинская и Свердловская области, в школах которых урок труда давно стал предметом современных технологий.

— Дети шестых-седьмых классов видят, как занимаются старшеклассники, как их награждают и отмечают за победы. Постепенно в их головах появляются мысли, что и они могли бы участвовать в конкурсах, — продолжает учитель. — Идёт навстречу администрация школы, моя семья, которая снимает с меня некоторые обязанности, что позволяет заниматься с детьми весь день и вечер в мастерской. Все на зимних каникулах отдыхали, а мы уже 2 января тесты решали, над проектами работали. Стараемся идти по плану, пока не успеваем, но, как это обычно бывает, наверстаем всё в последние дни.

Дорога на Олимп

Участие в олимпиадах по технологии — процесс трудоёмкий и физически тяжёлый. Тут к жюри с одной головой, ручкой или флешкой не явишься, нужно продемонстрировать свою творческую работу. А если она два на два метра? Из Неболчей до Великого Новгорода дети со своими макетами едут на двух автомобилях. За годы к таким путешествиям приспособились, сложнее продумать путь к городам, где проводится заключительный этап олимпиады.

— Первое, что нас спросили в Новосибирске: как вы довезли макет крепости? А в прошлом году нас даже в вагон не хотели пускать, когда увидели, какое количество коробок нам нужно доставить в Армавир. Выяснилось, что в рамках противодействия терроризму введено ограничение, — сообщил Сергей Валдемарович.

В Армавире, к слову, Александр ПЛАТОНОВ со своим проектом «Забытая история» стал призёром. Именно на Сашу Сергей Валдемарович возлагает надежды — одиннадцатиклассник башковитый и многие вещи осваивает самостоятельно. Видимо, чтобы не спугнуть удачу, педагог и его ученик тему нового проекта держат в секрете. Если юноша победит на всероссийском состязании, сможет без экзаменов поступить в любой вуз страны. У Хельштейна такие случаи — не редкость.

— По технологии у меня пять, но надо столько всего знать, чтобы эту оценку заслужить, — слегка покачивая головой, говорит Саша.

Учитель Хельштейн ставит отметки по следующей системе: на пять знает только Бог, на четыре — преподаватель, на три — его лучший ученик. Но шанс даёт всегда:

Современная игрушка-качалка — победитель одной из прошлых олимпиад

— Единицы могут получить пятёрку. Нужно и теорию хорошо знать, и хорошо руками делать. Кто-то неплохо соображает, но аккуратности в его изделии нет. Исполнителей много, они выполняют всё качественно, но мне нужны люди, которые думают. Я рассчитываю на мыслителя, который сумел бы свой образ воплотить. Самый сложный этап — 6-й класс, в этом возрасте помимо навыков к труду у ребёнка должно сформироваться пространственное воображение. Современные дети более эрудированные благодаря Интернету. У них много знаний, но их надо научить эти знания использовать.

Манера держаться

Педагогический стаж Сергея Валдемаровича — 26 лет. Он верен одному месту работы — неболчской школе, в которой и сам учился.

— В начале 80-х годов я поступил в Новгородский педагогический институт. Тогда на физмате только-только открылось отделение общетехнических дисциплин и труда. Я был неравнодушен к физике и математике, но захотелось чего-то нового, — поделился он. — К моменту окончания института я обзавёлся семьёй. Родина позвала, и мы поехали в Неболчи, где сразу дали жильё.

Ему многие говорили о том, что его утончённый образ, манеры, опрятная одежда не стыкуются с типажом трудовика из анекдотов. А он на подобные бестактные замечания лишь беззлобно машет рукой и на слово «трудовик» уже не обижается. Задевает его другое — не может он найти в Великом Новгороде понимания, что олимпиады по технологии не менее важны, чем по другим дисциплинам. По его словам, не один год он сражается с ветряными мельницами.

— На всероссийскую олимпиаду случайные люди не приезжают. Там встречаются педагоги, которые до мозга костей в олимпиадном движении. Благодаря ему мои ученики дружат с учениками из Томской, Иркутской областей. Я переписываюсь с их учителями. А у нас словно упираешься в стенку, — говорит он.

И всё же Сергей Хельштейн и его воспитанники снова и снова будут доказывать, что технология — это очень серьёзно.

* * *

Одно время областной комитет образования проводил ежегодную церемонию чествования новгородских педагогов, чьи ученики добились весомых результатов на олимпиадах всероссийского уровня. Победителей набиралось не больше десяти. Были среди них и ученики Сергея Валдемаровича. Несколько лет назад от этой традиции отказались. Но разве это правильно?

Фото Владимира Малыгина



Оцените материал:
количество голосов: 1 Просмотров: 938