1000kh100 kopia

Июнь 2018
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
АРХИВ ПО НОМЕРАМ
Читайте нас:
16+
   

Свежий номер

Свежий номер
20.06.2018

Мнения

  • Во все ДОЛГие

    Нам есть чему поучиться у белорусов. В этом убеждена Елена КУЗЬМИНА, редактор газеты «Новгородские ведомости» Моя знакомая уже который месяц достает меня жалобами на соседку. Та не платит за...

    Комментариев: 1
  • Если люк провалился вдруг

    Как Великий Новгород проинспектировали «дорожники» от ОНФ рассказывает Василий ДУБОВСКИЙ, редактор газеты «Новгородские ведомости» Да, линия фронта ныне проходит по ямам, трещинам и прочим...

    Комментариев: 9
  • Универсальный библиотекарь

    Директор Новгородского библиотечного центра «Читай-город» Ольга МАКАРОВА: " Когда в руках — всё мировое информационное наследие и абсолютно разные пользователи" 27 мая отмечается Общероссийский день...

    Комментариев: 0

Блоги журналистов

Бежим и чистим Что такое плоггинг и почему за него надо бороться
И рад бы уколоть, да нечем… Или страсти по прививкам в режиме ожидания
След в истории Даже кирпичи могут поведать о повседневной жизни древнего Новгорода


Задай вопрос - получи ответ



Василий Дубовский
Василий Дубовский

На сайте «НВ» стартует продолжение проекта «Задай вопрос – получи ответ». На этот раз Вашим онлайн-собеседником станет обозреватель Василий...

подробнее

Фоторепортаж

 

Куда пойдёт Андрюша?

Куда пойдёт Андрюша?

И все те, кого в 18 лет не возьмут ни на работу, ни в армию

Одно из зданий школы № 2 в Валдае стоит практически на берегу озера. В небольшом кабинете со следами недавнего, ещё не до конца завершенного ремонта детей пока нет, играет радио, в дальнем углу стоят пластиковые контейнеры с глиной. Глина всё ещё вымачивается, но в общем-то уже полностью готова к тому, чтобы превратиться в ангелов и золотых рыбок.

Здесь проходят занятия по гончарному и швейному мастерству в рамках проекта «Семейные творческие мастерские». И ангелов, и рыбок лепят и раскрашивают дети с тяжелыми и множественными нарушениями, с таким количеством диагнозов, что их устают перечислять даже родители.

В 2017 году этот проект победил в конкурсе президентских грантов на развитие гражданского общества, а также был признан победителем в одной из номинаций областного конкурса «Лучший социальный проект года». В мае грантовские средства на его реализацию — чуть менее полумиллиона — закончатся. И что же тогда? Авторы и педагоги проекта говорят: «У этого проекта слишком долгая предыстория, чтобы он мог завершиться в одночасье».

Предыстория

Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Впрочем, совсем с недавнего времени. Руководитель проекта «Семейные творческие мастерские» Светлана УТЕВА хорошо помнит тот период, когда считалось, что детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями ничему не научишь. Семейные мастерские для Светланы Михайловны — дополнительная нагрузка, она руководитель филиала № 2 Новгородского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Но и то, и другое взаимосвязано. В 2004 году на базе Центра, называвшегося тогда Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, впервые в Валдае был открыт класс для детей с тяжелой умственной отсталостью. А затем — ещё один. И эти ребята доказали — с ними можно заниматься. Сегодня все они — ученики школы № 2.

— Дети росли. И встал вопрос, что же им делать дальше, когда они достигнут 18-летнего возраста, — вспоминает Светлана Михайловна. — Потому что шансов, что их могут взять на работу, — очень мало. Это и для столицы слишком низкая вероятность, что уж говорить про Валдай. Но наши партнёры, региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики» из Москвы, и нас, и родителей заразили идеей, что такие сложные дети могут работать. Главное — создать для них подходящие условия. Тогда и родилась идея творческих мастерских, где дети-инвалиды могли бы заниматься творчеством, проводить время после того, как они окончат школу, а также создавать сувенирную продукцию, которую в дальнейшем можно было бы попробовать реализовать. Для того чтобы воплотить в жизнь наш проект, нужны были средства. В прошлом году общественная организация «Движение сельских женщин» объединила специалистов в одну команду по разработке проекта «Семейные творческие мастерские» и подала заявку в фонд президентских грантов. Проект в конкурсе победил и сейчас реализуется «Движением сельских женщин» в партнерстве с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и школой № 2. Очень удобно, что филиал Центра и школа размещены в одном здании, и помещения для работы семейных творческих мастерских администрация города выделила здесь же.

Чтобы открыть мастерские в том виде, в каком они существуют сейчас, пришлось всем немало потрудиться. Ремонты в классах делали родители, со стройматериалами, натяжными потолками помогли спонсоры, оборудование, мебель и материалы для работы приобрели на средства гранта. Глину, о которой мы уже писали, добывает собственноручно преподаватель гончарной мастерской на берегах Валдайского озера. Последнее, впрочем, делается не ради экономии, а потому что покупная глина хуже качеством, чем местная.

Так, после долгой предыстории и недолгого подготовительного периода в сентябре прошлого года в Валдае открылись две творческие семейные мастерские для детей в возрасте от 7 до 18 лет и их родителей. И дети, окунувшиеся в творчество, стали удивлять не только своих мам и пап, но и многое уже повидавших педагогов.

 Глина — уникальный терапевтический материал, прежде чем обрести форму, она помогает расслабиться и ребятам, и их родителям

Ульяна грязи не боится

В школе № 2 для детей с умственной отсталостью работает группа продлённого дня. Когда мы зашли в класс продлёнки, там занимались всего несколько человек. Семнадцатилетний Андрей сразу же подошел к нам здороваться, протянул руку, но разобрать, что он при этом говорит, никак нельзя. Одиннадцатилетняя Ульяна не проявила интереса к новым людям и осталась сидеть на диване. У Ульяны аутизм — иногда она так устаёт от общения, что даже накрывается покрывалом с головой и так отдыхает.

Учитель школы № 2, а также педагог семейных мастерских Елена РЫЧЕНКОВА оставляет ребят слушать аудиосказку и рассказывает нам:

— Как дети меняются? На глазах. Вот, например, Ульяна. Она, как и многие аутисты, очень брезгливо относится ко всему, что может запачкать её руки. Казалось бы, какая ей гончарная мастерская? Даже её мама считала, что Ульяна не будет заниматься. И действительно, первые занятия она бесконечно бегала мыть руки. Но глина — это не тесто. Это потрясающий терапевтический материал. И недавно её мама с восторгом рассказала, что Ульяна, позанимавшись в швейной мастерской, сама ушла в гончарную, хотя там работала другая группа, и стала лепить! Девочке 11 лет, она не говорит. Но у нее появилось представление, что сюда можно прийти и начать заниматься. Или Андрей. Если бы вы к нам приехали в прошлом году, то, скорее всего, он подошёл бы к вам и ударил. А потом сам бы ужасно расстроился от своего поступка и заплакал. А сейчас он подходит и здоровается за руку! Я не сомневаюсь, что занятия творчеством сыграли в этом большую роль.

Волшебный Сергей Викторович

Впрочем, у всех педагогов семейных мастерских есть не по одной истории о том, как «сложных» детей изменило занятие творчеством. Сергей ТЕРЕХОВ, педагог гончарной мастерской, говорит просто: «У них глаза горят. И самое главное — каждый пытается сделать что-то по мере своих возможностей».

Сергей Викторович единственный новый человек в «Семейных творческих мастерских», не работавший до этого с тяжелыми детьми. По образованию он преподаватель ИЗО и технологии, много лет проработал в школе, но затем из профессии ушёл. Говорит: по семейным обстоятельствам. Но встретив случайно на улице свою бывшую ученицу Елену Рыченкову, заинтересовался работой с особенными детьми. Впрочем, Сергей Викторович немногословен и о своей работе замечает только: «Я в этом трудности особой не вижу».

А мама Андрюши, Наталья Акпанбаева, говорит:

— Наш волшебный Сергей Викторович! У него на занятии я впервые увидела Андрюшу таким заинтересованным. Это же сколько у моего ребёнка счастья и радости было! Андрюша — очень общительный, а вот работать не любит. А с Сергеем Викторовичем он что-то делает.

Андрюше через год — 18 лет. С 2,5 лет он постоянно в обществе — садик, школа, Центр. Теперь, когда его обучение в школе вот-вот закончится, вся надежда у его родителей остаётся только на «Семейные творческие мастерские».

— Я хочу, чтобы он хоть на два часа в неделю сюда приходил! Ну не должен человек, который практически всю свою жизнь провёл в коллективе, в 18 лет оказываться выброшенным в никуда. Запертым дома, в четырёх стенах, — говорит Наталья.

— А знаете, о чём наши родители мечтают? — спрашивает Елена Рыченкова. — Перед Новым годом по телевизору реклама шла, миллионы выиграть предлагали. И вот я подслушала, как одна мама сказала: «Выиграть бы мне эти деньги! Я бы для наших детей такой отличный Центр построила!». А вторая ей и отвечает: «Я уже и место для него в городе присмотрела!».

* * *

В мае согласно проекту «Семейные творческие мастерские» закончат свою работу. Но у Сергея Терехова уже есть идеи, как в дальнейшем модернизировать класс для гончарных занятий, а Светлана Утева говорит, что если не удастся вновь получить какую-нибудь грантовую поддержку, то занятия в мастерских будут проходить в рамках школьных уроков труда:

— Мы все реалисты в какой-то степени, а в какой-то — неисправимые романтики. Мы верим, что мечты сбываются. И люди хорошие подтянутся к нам, чтобы наши мастерские продолжали свою работу.

Фото Владимира Малыгина


Оцените материал:
количество голосов: 2 Просмотров: 784