Июль 2017
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
АРХИВ ПО НОМЕРАМ
Читайте нас:
   

Свежий номер

Свежий номер
19.07.2017

Мнения

  • Во все ДОЛГие

    Нам есть чему поучиться у белорусов. В этом убеждена Елена КУЗЬМИНА, редактор газеты «Новгородские ведомости» Моя знакомая уже который месяц достает меня жалобами на соседку. Та не платит за...

    Комментариев: 0
  • Если люк провалился вдруг

    Как Великий Новгород проинспектировали «дорожники» от ОНФ рассказывает Василий ДУБОВСКИЙ, редактор газеты «Новгородские ведомости» Да, линия фронта ныне проходит по ямам, трещинам и прочим...

    Комментариев: 1
  • Универсальный библиотекарь

    Директор Новгородского библиотечного центра «Читай-город» Ольга МАКАРОВА: " Когда в руках — всё мировое информационное наследие и абсолютно разные пользователи" 27 мая отмечается Общероссийский день...

    Комментариев: 0

Блоги журналистов

Праздник уездного масштаба На День города и турист найдёт себе развлечение, если захочет
В ногу со временем В Новгородской области опробуют проект цифрового управления регионом.
Расстреливать и вешать Геннадий РЯВКИН о проблемах сапожника, взявшегося за пироги


Задай вопрос - получи ответ



Геннадий Рявкин
Геннадий Рявкин

29 декабря 2015 года «Новгородские ведомости» будут отмечать своё 25-летие. Четверть века со дня выхода первого номера в свет – внушительный срок....

подробнее

Фоторепортаж

Комментарии

 

В поисках инклюзива

В поисках инклюзива

Примут ли обычные школы необычных детей

Согласно новому российскому образовательному стандарту во всех школах страны с 1 сентября этого года в начальных классах введено инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако термин «инклюзивное» пока для большинства непонятен и ассоциируется с «ол инклюзив», с отельным «всё включено».

Школа для всех

Стандарт предполагает, что теперь ребёнок практически с любым диагнозом может учиться в любой общеобразовательной школе вместе со сверстниками. Родители сами могут выбирать школу, и она отказать в приёме ребёнка не имеет права.

Существуют три формы обучения детей с ОВЗ. Первая — пребывание их в специализированном образовательном учреждении, вторая — домашнее обучение детей-инвалидов со сложными заболеваниями, когда на помощь приходят новые компьютерные технологии. И есть тот самый третий вариант — обучение в обыкновенной общеобразовательной школе. Это инклюзив в чистом виде, главная цель — подготовить ребёнка к дальнейшей жизни.

Понятно, что новшество потребует и повышения квалификации руководителей школ и педагогического состава, и дополнительных средств, и массу времени для своей реализации. Но, самое главное, оно должно концептуально сдвинуть что-то во всём обществе. Решение проблемы не упирается только в СанПиНы, в оборудование пандусов, лифтов и туалетов, доступных для маломобильных людей, и, наверное, даже не в создании оригинальных методик и программ для учителей по совместному обучению обычных школьников и школьников со сложностями.

«Школа для всех» должна отбросить давно сформировавшиеся привычки и клише, а это сделать гораздо сложнее. Инклюзивное образование основано на понимании, что инвалиды могут и должны быть вовлечены в социум, а не находиться в каком-то замкнутом пространстве.

Вместе со сверстниками

Сомнения и опасения по поводу «инклюзива», конечно, присутствуют: не снизится ли успеваемость в образовательном процессе, как будет проходить адаптация самого ребёнка с ОВЗ в коллективе одноклассников, не станет ли он очередной нагрузкой на учителей?..

Но есть Пестовская средняя школа № 1, третий «В» класс, в котором учится десятилетняя Лиза. Из-за нарушения опорно-двигательного аппарата передвигаться она может только на инвалидной коляске. Её присутствие в рекреации во время шумной перемены уже давно никому не режет глаз. Проводят утреннюю зарядку — девочка старается от других не отставать, упражнения, которые ей под силу, делает вместе со всеми. Она учится по обычной программе «Школа России», и, за исключением специальной парты с небольшим углублением в столешнице, в кабинете ничего не выдаёт, что в классе есть ребёнок с особенностями.

— Утром поднимаюсь с кровати, сажусь на коляску, еду на кухню. Там завтракаю, потом сама одеваюсь, расчёсываю волосы, а причёску мне мама делает. Надеваю ботинки, иногда мне папа помогает, потому что они сваливаются, — сообщает мне Лиза очень подробно свой распорядок дня. — Папа везёт нас на машине, сначала маму отвозит на работу, а потом нас с Илюшей и Софой в школу.

Вместе с девочкой учатся её брат и сестра — двойняшки, которые на год младше Лизы. Общаемся мы с ней в присутствии её классного руководителя Натальи ОКТАЕВОЙ и наставника, социального педагога школы Нины ВОРОБЬЁВОЙ. Под её присмотром находится Лиза между уроками. Это, к слову, сильно выручает учителя.

— На собрании родителей будущих первоклашек я рассказала о том, что в моём классе будет учиться ребёнок с ОВЗ, и попросила мам и пап подготовить своих детей к этому, — рассказывает Наталья Владимировна. — Некоторые родители после той встречи решили перевести детей в другие классы. Уточнять, по какой причине они это сделали, не стала. Возможно, их не устроила программа класса.

По информации областного департамента образования и молодёжной политики, детей с ОВЗ в новгородских образовательных организациях в прошлом учебном году было почти 8,5 тысяч. Инклюзивное образование в школах региона получали чуть более 2,5 тысяч ребятишек

 

У Натальи Октаевой — 20-летний стаж работы учителем, и впервые в её классе появился ребёнок-инвалид. Признаётся, была в панике и сама себе задавала массу вопросов: как его воспримут, как он будет перемещаться? Сейчас даже удивительно, почему такие мысли лезли в голову. Всё кажется просто. Одноклассники быстро научились убирать свои рюкзаки с прохода между партами, чтобы Лиза на своей коляске смогла выехать к доске. Во время перемены они хотят её покатать и нетактичного интереса к её заболеванию не проявляют. Так заведено и по всей школе.

А сама Лиза ведёт себя как все. Дежурит, готовится к школьным праздникам, обязательно на сцене выступит, ей нравится декламировать стихи и не очень — математика. Случается, что к какому-то уроку не успевает подготовиться, приходится и голос Наталье Владимировне повысить. «Строгая учительница?» — спрашиваю Лизу. Та, широко улыбнувшись, немного изумлённо ответит: «Совсем нет».

— В этом году в нашей школе учатся восемь детей-инвалидов. Двое из них — по медицинским показаниям на индивидуальном обучении, — добавит Нина Воробьёва. — Но если всё-таки есть возможность, ребёнка следует направить в школу. Здесь он лучше приспособится к жизни. А остальные школьники, видя таких детей, учатся доброжелательному отношению. Ещё ни один старшеклассник не отказал нам в просьбе помочь перенести коляску с Лизой, когда нужно было преодолеть ступеньки.

Вместо эпилога

Хочется закончить публикацию на позитивной ноте, а не получается. Лиза учится на первом этаже, и с особыми трудностями перемещения она не сталкивается. А вот для учёбы в основной школе, которая предполагает кабинетную систему, ей нужно будет подниматься и спускаться по лестницам. Без посторонней помощи сделать это девочке на коляске будет невозможно.

Учителя уже прикидывали, что можно было бы установить подъёмник, но его стоимость — почти 300 тыс. рублей — ни школе, ни родителям Лизы не потянуть. Впереди — два года, будут думать, где найти такие деньги.

А пока пестовская школа принимает участие в фотовыставке «Толерантность». На снимках демонстрируются успехи детей с ОВЗ. На одном из них — Лиза, её одноклассники и их общее достижение — победа над стереотипами и комплексами.

Анна МЕЛЬНИКОВА
Фото ГОБОУ «Центр инклюзивного образования»

 

Оцените материал:
количество голосов: 0 Просмотров: 3257



Решите задачу:: Проверчный код обновить

 

читайте также