1000kh100 kopia

Декабрь 2017
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
АРХИВ ПО НОМЕРАМ
Читайте нас:
   

Свежий номер

Свежий номер
06.12.2017

Мнения

  • Во все ДОЛГие

    Нам есть чему поучиться у белорусов. В этом убеждена Елена КУЗЬМИНА, редактор газеты «Новгородские ведомости» Моя знакомая уже который месяц достает меня жалобами на соседку. Та не платит за...

    Комментариев: 0
  • Если люк провалился вдруг

    Как Великий Новгород проинспектировали «дорожники» от ОНФ рассказывает Василий ДУБОВСКИЙ, редактор газеты «Новгородские ведомости» Да, линия фронта ныне проходит по ямам, трещинам и прочим...

    Комментариев: 9
  • Универсальный библиотекарь

    Директор Новгородского библиотечного центра «Читай-город» Ольга МАКАРОВА: " Когда в руках — всё мировое информационное наследие и абсолютно разные пользователи" 27 мая отмечается Общероссийский день...

    Комментариев: 0

Блоги журналистов

Ты не пройдешь! Народную инициативу по отмене налога на транспорт в районах с плохими дорогами признали незаконной
Хотели как лучше В Панковке из-за установленных ограждений пешеходы не могут ходить по «зебре»
Праздник уездного масштаба На День города и турист найдёт себе развлечение, если захочет


Задай вопрос - получи ответ



 Мария Клапатнюк
Мария Клапатнюк

В начале декабря мы запустили новый проект. На вопросы читателей в течение недели отвечал главный редактор «НВ» Геннадий Рявкин. Поступали просьбы...

подробнее

Фоторепортаж

Комментарии

 

Одёжка вряд не обобьёт пят

Одёжка вряд не обобьёт пят

Россия не начнёт жить, как встарь. Но помнить о традициях должна

Известного столичного коллекционера Сергея ГЛЕБУШКИНА, почетного гостя прошедшего в Великом Новгороде областного фестиваля национальных культур «Территория дружбы», я застала в фойе филармонии в ожидании показа костюмов одной из студий дизайна.

Он попросил меня подождать, пока не пройдет показ. Однако едва бросив взгляд на первые два платья, сказал, что ему все понятно и незачем дальше тратить время на просмотр.

— Сергей Анатольевич, чем вас так расстроило дефиле?

— Нет, не расстроило. Но для меня как для исследователя народного творчества в этих платьях нет ничего познавательного. Это стилизованные наряды, однако мне не понятен их мотив — не отображена губерния, в которой такие костюмы носили наши предки.

— Но сегодня многие дизайнеры идут именно по пути стилизации. Так ли уж это плохо?

— Стилизация должна быть. Но создателям таких коллекций нужно знать меру, а то иногда в одном костюме перемешивают элементы одежды не то что разных регионов России, но даже народов. И самое печальное, что публике такое творчество подается, как традиционное. Недавно в Москве прошел фестиваль детского костюма, в положении которого было записано, что он нацелен на сохранение и приобщение к русским традициям. По факту же многие ребятишки выглядели, как новогодняя елка — дорого и ярко, но их наряды не имели ничего общего с традиционным костюмом. Было даже платье в цветах российского триколора.

Вообще из опыта скажу, что сшить рубаху или сарафан по народным канонам проще, потому как сегодня имеется масса разной литературы по этой теме, наглядных примеров в музеях. А стилизация зависит от профессионализма художника. Если мастер не очень, то и результат, как вы понимаете, будет посредственным.

— Ваша частная коллекция, включающая порядка 300 костюмных комплексов России XIX–XX веков, считается одной из самых больших. Есть еще подборка нарядов народов мира и сценических костюмов государственных народных хоров. И всё это богатство до сих пор хранится в вашем гараже?

— Да. Но я уже привык к этому. И когда меня спрашивают, говорю, что храню одежу, как наши предки. Зимой они ее держали в сенях, где она примораживалась, у меня же вместо сеней — гараж. А летом они на улице на заборах да на лавках развешивали рубахи, поневы, сарафаны, чтобы прожарились. И я тоже на солнышко выставляю да проветриваю.

Если говорить серьезно, то, безусловно, хотелось бы иметь нормальное хранилище. Возможно ли в этом плане сотрудничество с какими-то государственными музеями? Пока таких предложений не было. Но даже если бы и поступило, не факт, что согласился бы. Потому что сегодня ты договариваешься с одним руководителем о размещении коллекции в фондах учреждения культуры и использования ее по своему усмотрению, а завтра сменится власть, политика работы музея, и я могу остаться ни с чем.

— Судя по вашему плотному выставочному графику, интерес к народному костюму в нашей стране большой...

— В год в среднем около 30 выставок проходит. И еще участие в различных фестивалях. Причем в последние годы меня все чаще приглашают в отдаленные регионы России — на Таймыр, Чукотку, в Туву, где, понятное дело, традиционной русской культуры не было, но где в настоящее время проживает много русских людей. Они семьями приходят посмотреть экспозицию, ищут наряды губерний, откуда пошел их род, просят подробно рассказать об особенностях и отличиях одежды.

Да и вообще, сейчас почти каждая выставка, которую провожу, не обходится без лекций. И желающих знать, как раньше одевались, становится все больше.

— В вашем рабочем графике есть и зарубежные выставки. Иностранцам действительно интересны традиции русского одеяния?

— Более чем. В подтверждение приведу один, но показательный факт. Буквально несколько недель назад в Италии вышла моя книга «Русский народный костюм». Напечатана на итальянском языке. Издатели не сомневаются в том, что она будет продаваться, потому что европейцы очень серьезно относятся к сохранению традиционной культуры, в том числе и народов других стран. И издательство готовится представить мою работу на крупнейшей международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне.

— Говоря о необходимости сохранять традиции, что вы имеете в виду: возврат к прошлой домостроевской жизни, агрессивное навязывание всем вокруг деревенского быта или просто участие в различных народных праздниках и фестивалях?

— Последнее. Я — не фанатик и понимаю, что невозможно мир вернуть в Средневековье. И я противник, как вы выразились, агрессивного навязывания. От такого подхода больше вреда, чем пользы. Сейчас в регионах много фольклорных коллективов, студий народного ремесла, костюма, музыки. И любой желающий может присоединиться к ним. И где, как не на фестивалях, представлять традиции! Но важно, чтобы на таких мероприятиях всё до мельчайших деталей соответствовало тому, как это делали в прошлом. Вот обратите внимание, мимо нас прошла женщина в сарафане. Она, видимо, участница какого-то народного коллектива вашего региона. И сам сарафан действительно соответствует новгородскому. Но эта дама не подпоясана, что является грубейшим нарушением! Это же прописная истина — мужчины и женщины не ходили распоясавшись. Уверен, что фольклористка знает, как правильно носится ее костюм, однако почему-то пренебрегла правилами. Подобного в принципе не должно быть на фестивалях народной культуры.

— Насколько знаю, вы приехали в Великий Новгород не только в качестве почетного гостя фестиваля, но еще и на переговоры по поводу будущей выставки...

— Есть договоренность с Новгородским музеем-заповедником о совместной экспозиции костюмов молодых девушек на выданье. Я представлю часть комплектов из своей коллекции, которые музей дополнит и разнообразит вещами из фондов. Так что в феврале 2018 года добро пожаловать на выставку.

Фото из открытых источников

Оцените материал:
количество голосов: 0 Просмотров: 497



Решите задачу:: Проверчный код обновить