1000kh100 kopia

Октябрь 2017
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
АРХИВ ПО НОМЕРАМ
Читайте нас:
   

Свежий номер

Свежий номер
18.10.2017

Новости

Мнения

  • Во все ДОЛГие

    Нам есть чему поучиться у белорусов. В этом убеждена Елена КУЗЬМИНА, редактор газеты «Новгородские ведомости» Моя знакомая уже который месяц достает меня жалобами на соседку. Та не платит за...

    Комментариев: 0
  • Если люк провалился вдруг

    Как Великий Новгород проинспектировали «дорожники» от ОНФ рассказывает Василий ДУБОВСКИЙ, редактор газеты «Новгородские ведомости» Да, линия фронта ныне проходит по ямам, трещинам и прочим...

    Комментариев: 3
  • Универсальный библиотекарь

    Директор Новгородского библиотечного центра «Читай-город» Ольга МАКАРОВА: " Когда в руках — всё мировое информационное наследие и абсолютно разные пользователи" 27 мая отмечается Общероссийский день...

    Комментариев: 0

Блоги журналистов

Хотели как лучше В Панковке из-за установленных ограждений пешеходы не могут ходить по «зебре»
Праздник уездного масштаба На День города и турист найдёт себе развлечение, если захочет
В ногу со временем В Новгородской области опробуют проект цифрового управления регионом.


Задай вопрос - получи ответ



 Мария Клапатнюк
Мария Клапатнюк

В начале декабря мы запустили новый проект. На вопросы читателей в течение недели отвечал главный редактор «НВ» Геннадий Рявкин. Поступали просьбы...

подробнее

Фоторепортаж

Комментарии

 

Достояние республики

17.05.2017 История    Автор: redactor
Достояние республики

22 мая 1947 года принято Постановление СМ РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры»

Вот, кажется, событие: республиканский Совмин принял очередное постановление. Однако именно оно определило, что «считать неприкосновенным историко-художественным наследием национальной культуры и достоянием республики, подлежащим государственной охране». В Новгороде к тому времени реставрационные работы шли полным ходом: за два года до постановления № 389 по решению Правительства СССР была создана Специальная проектно-реставрационная мастерская по г. Новгороду.

18 июля 1945 года вышло Постановление Совнаркома СССР «О неотложных мероприятиях по сохранению и восстановлению памятников архитектуры и искусства г. Новгорода и его пригородов». Согласно постановлению в 1945 году помимо кремля в Новгороде подлежали восстановлению Никольский, Георгиевский и Рождественский соборы, церкви Спаса на Ильине улице, Федора Стратилата на Ручью, Петра и Павла на Сильнище, Дмитрия Солунского, Власия Мученика, Ильи Пророка, Воскресенский монастырь на Мячине. Начиналась эпоха Большого послевоенного восстановления уникальных древностей...

Так сложилось, что нынешний год наполнен юбилеями основателей и подвижников новгородской реставрации: 160 лет со дня рождения Владимира Суслова, 115 лет — Сергея Давыдова, 100 лет — Тамары Гладенко, 90 лет — Григория Штендера, 85 лет — Леонида Красноречьева и Людмилы Филипповой, 80 лет — Нинели Кузьминой. Все они — великие люди, которых надо знать. Вспомним историю славной новгородской реставрации в лицах.

Владимир СУСЛОВ (1857–1921)

родился в Москве, в семье крепостного мастера-иконописца, уроженца знаменитого села Палех. Большую часть детства провел у родных в Палехе; в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Суслов был крупным ученым и практиком, известным исследователем древнерусского зодчества, академиком архитектуры, опытным реставратором, проводившим работы во многих древних городах. В 1893–1900 годах он руководил первой научной реставрацией новгородского Софийского собора.

Сильные стороны этой работы — глубокое всестороннее (особенно натурное) исследование памятника, тщательная фиксация выявленных элементов, несколько вариантов проекта реставрации. В ходе многолетних исследований ученым было заложено до 150 шурфов, поставлены сотни зондажей, выполнено около 700 листов чертежей, хранящихся сегодня в Музее академии художеств. Сусловым были раскрыты многие древние формы памятника, в результате чего собор обрел фактически первозданный облик.

Несмотря на некоторые недочеты и ошибки (которые можно найти в любой реставрации), это был важный опыт, большой шаг вперед. Работа Владимира Суслова — это начало реставрации в Новгороде. Владимир Васильевич написал несколько книг и статей об архитектуре Новгорода. Также Суслов исследовал церкви св. Петра и Павла в Новгороде (1897) и Спасо-Нередицкую (1898–1900).

Сергей ДАВЫДОВ (1902–1977)

приехал в Новгород в феврале 1944 года в составе Государственной комиссии по установлению ущерба, причиненного оккупантами памятникам искусства. Давыдов тогда работал начальником охраны памятников культуры Ленинграда. Новгородская командировка продолжалась два месяца.

А на следующий год Давыдов был назначен директором создаваемой в Новгороде реставрационной мастерской, первой в СССР.

Перед реставраторами была поставлена задача — остановить дальнейшее разрушение поврежденных исторических зданий, а для этого подобрать коллектив специалистов, подготовить проекты, организовать и контролировать весь комплекс работ. В мае 1946 года по приглашению Давыдова в мастерскую пришла Любовь Шуляк, которую он знал по работе в Ленинграде. Кроме того, Сергей Николаевич привлек в Новгород опытных архитекторов из Москвы и Ленинграда. Памятники исследовались, разрабатывались укрепляющие конструкции для предотвращения обрушений, закрывались пробоины, делались покрытия, укреплялась кладка, выполнялись проекты реставрации, обмеры.

«Давыдовский» спасательный период длился недолго — пять лет, но за это время практически все памятники были изучены и укреплены. Был создан надежный фундамент для предстоящих полноценных реставраций. Впрочем, в ряде случаев и ремонтные работы превращались в настоящие реставрации: Софийский собор, Звонница с примыкающим зданием XVII века, церковь Дмитрия Солунского. Директор мастерской на высоком уровне поддерживал научную планку реставрации. Но в 1950 году Давыдов неожиданно подвергся резкой критике и был уволен за «невыполнение плана работ».

Это запутанная история. В сентябре-октябре 1949 года проверкой Министерства Госконтроля в мастерской были выявлены нарушения финансовой и штатной дисциплины. Коллегия Управления по делам архитектуры рассмотрела вопрос «О деятельности СПРМ по г. Новгороду за 1945–1949 гг. и о дальнейшей ее работе» и признала нарушения. Давыдову был объявлен выговор, на него и главного бухгалтера наложены крупные денежные начеты.

Существует и иная версия событий: руководство области по-своему видело дальнейший характер застройки города, с которой не хотел мириться «упрямый» начальник реставрационной мастерской. По нашему мнению, Давыдов оказался в центре противоречивых процессов и стал жертвой неурегулированной системы восстановления памятников зодчества. Областное и городское руководство, сменившееся после «ленинградского дела», явно взяло курс на изменение градостроительной политики, которому сопротивлялся Давыдов.

Сергей Николаевич уехал в Ярославль и основал там региональную реставрационную мастерскую, а затем вернулся в Ленинград и работал в этой сфере до конца жизни. Абсолютно ясно, что преследование Давыдова было несправедливо и имело политический характер. Я считаю, что наш долг — реабилитировать и прославить доброе имя одного из талантливых организаторов советской реставрации. Данное пятилетие явилось надежным фундаментом последующей научной реставрации. Образно выражаясь, это был великий разбег, а его организатор — одновременно герой и жертва.

Тамара ГЛАДЕНКО (1917–1991)

пришла в реставрационную мастерскую в 1951 году уже зрелым, сложившимся архитектором. Тогда там остался только один архитектор — Любовь Митрофановна Шуляк. В то же время руководство требовало проведения реставрации наиболее ценных памятников. И они вдвоем взялись за эту ответственную миссию. Первый объект Гладенко — сложнейший, многослойный (то есть неоднократно перестраиваемый и включающий элементы различных эпох) памятник — собор Иоанна Предтечи на Опоках. Тогда еще не было опыта работы с подобными объектами, все делалось впервые. Кроме того, собор был очень сильно разрушен.

В довоенные годы реставрационная теория в нашей стране практически не развивалась, не существовало методических рекомендаций, не было опыта подобных работ. Ведь реставрация — это не просто восстановление здания в том виде, в каком оно находилось до разрушения. Каждое здание за многовековую жизнь неоднократно перестраивалось, иногда даже разбиралось и строилось заново, заключало в себе элементы различных эпох. Например, собор Иоанна Предтечи включал большой массив кладки XV века, кровлю, порталы и окна XVI века, окна XVII столетия, отдельные более ранние и более поздние формы. Что делать?

В этих условиях честный реставратор старался выявить и сохранить как можно больше, брал на себя ответственность и иногда выходил за рамки рекомендуемой методики, сам создавал новую методику. Именно по такому пути пошла Тамара Викторовна при реставрации Предтеченского собора. Были сохранены формы XV–XVII веков. Впоследствии новгородские реставраторы часто применяли такой метод.

Тамаре Викторовне «везло» на сложные памятники. В дальнейшем ей пришлось не раз распутывать сложнейшие архитектурные загадки. Например, в 1956–1960 годах Гладенко проведен большой цикл работ на церкви Успения на Торгу XII–XVII веков. Памятник отличался насыщенной строительной биографией, разновременными формами, включал в себя крупные перестройки XIX века и поздние пристройки. После войны храм находился в плохом состоянии: обрушились северо-западный угол, восточный свод, от северной пристройки осталась только восточная часть, сильные деформации наблюдались на северной стене. В ходе работ северная стена была укреплена с помощью металлического каркаса (фахверка). Восстановлен северо-западный угол храма. По следам раскрыты окна XV века, заложены все поздние проемы. Колокольня была разобрана.

В 1958–1961 годах Тамара Викторовна провела реставрацию церкви Троицы с трапезной Свято-Духова монастыря середины XVI века. К началу работ здание находилось в плохом состоянии, в стенах и сводах имелись сквозные трещины, западные барабаны отклонились от вертикали. В ходе исследований были обнаружены почти все древние формы. На заседании Научно-технического совета было принято решение о полной реставрации.

В процессе работ укреплена кладка. По натурным следам раскрыты все найденные элементы, окна, порталы, богатый декор, цоколь из фигурного кирпича, в интерьере — ниши и каморки в подвале. Обнаружены и раскрыты неизвестные ранее «готические» круглые окна. Поздняя штукатурка на фасадах удалена, и обнажена первоначальная кирпичная фактура стен. Фасадам памятника практически полностью возвращен первоначальный облик.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов Гладенко провела комплексные исследования и реставрацию церкви Жен-Мироносиц 1510 года. Она многократно перестраивалась и представляла собой, по словам Григория Штендера, «перепутанный конгломерат разновременных плохо сохранившихся фрагментов, в которых было трудно разобраться». В ходе работ были раскрыты и дополнены все древние элементы и конструкции, поздние окна и детали заложены. Памятник введен в научный оборот, отмечены его уникальные особенности. По мнению специалистов, это одна из лучших работ архитектора.

В 1963–1966 годах Гладенко провела комплекс работ на Владимирском соборе Сыркова монастыря середины XVI века. Памятник занимает важное место в истории новгородского зодчества, продолжая линию развития, намеченную собором Хутынского монастыря. В годы войны он получил серьезные повреждения, в 1950-х – начале 1960-х годов обрушились верхние своды, арки, все пять барабанов, юго-западный столб, колокольня. При натурных изысканиях была обнаружена уникальная двухъярусная конструкция палаточного завершения фасадов. Составлены два варианта проекта реставрации: полное восстановление на XVI век и консервация без воссоздания сводов, барабанов и колокольни. Был согласован и реализован второй вариант.

Старорусский Спасо-Преображенский собор (изначальный вид)

Огромный комплекс работ Гладенко провела в Старой Руссе. В 1961 году начаты противоаварийные и исследовательские работы по ансамблю Спасо-Преображенского монастыря XII–XIX веков. Они затронули четыре сильно разрушенных здания обители, стоящие компактной группой. В силу большого объема работы продолжались долго и закончены в 1973 году.

Спасо-Преображенский собор, как выяснилось при исследовании, имел весьма сложную строительную историю: он сооружен в конце XII века, впоследствии неоднократно перестраивался и даже в XV веке был разобран и выстроен заново. Техническое состояние перед началом работ оценивалось как аварийное, имелись пробоины, сквозные трещины, утраты кладки. Автор проекта попыталась выявить интересные формы всех периодов, взяв за основу перестройку 1620-х годов.

Пожалуй, это самая «информативная» реставрация в новгородской практике: на каждом фасаде читаются элементы двух-трех периодов. Сделана графическая реконструкция собора на XV век, развертка монастырского комплекса на 1620-е годы. Важно отметить, что несмотря на получившуюся в результате некоторую архитектурную эклектику, фасады воспринимаются непротиворечиво. В результате реставрации резко повысились и исторические, и художественные достоинства памятника. Весьма удачно также и использование храма после завершения работ — краеведческий музей.

Исследовательские и восстановительные работы на церкви Рождества Христова Спасо-Преображенского монастыря имели место в 1964–1969 годах. Небольшой храм с западным притвором сооружен в камне около 1630 года. Все деревянные конструкции погибли в годы войны, оставалась лишь коробка здания.

В 1965–1973 годах выполнены комплексные работы по колокольне Спасо-Преображенского монастыря. Она сооружена около 1630 года, в XIX веке была надстроена, получила серьезные разрушения в годы войны. Натурные исследования показали, что первоначально это была церковь «под колоколы» неизвестного посвящения с курантами: этот вывод подтверждают раскрытие на втором ярусе алтарной и богослужебных ниш, шахты для гиревого хода часов. Это лучше других сохранившийся памятник подобного типа в России.

Был составлен проект его реставрации в первоначальных формах. Наибольшие сложности вызвало восстановление завершения. Имелись натурные следы в виде сохранившегося нижнего яруса кокошников и отпечатков в растворе второго яруса. Общую высоту указал архивный документ. Барабан с главой сделан по аналогии при консультациях московского архитектора А.В. Воробьева.

Реставрация старорусского Спасо-Преображенского собора — главный успех Тамары Гладенко

В целом реставрацию комплекса Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе следует считать большой удачей Тамары Викторовны. Это отметил Григорий Штендер: «По важности результатов работ в Старой Руссе следует на первом месте назвать ансамбль Спасского монастыря... Три монастырских храма и колокольня реставрированы с использованием различных методов, каждое здание — в зависимости от объективных условий... Автор проекта Т.В. Гладенко несмотря на разную методику сумела привести ансамбль к цельности, выявив его архитектурно-художественные и структурно-пространственные особенности...». В одном из своих докладов на научной конференции Г.М. Штендер подчеркнул, что реставрация Т.В. Гладенко превратила старорусский монастырский комплекс «в выдающийся по архитектурной выразительности ансамбль, состоящий из разновременных зданий, но объединенный единым замыслом зодчего XVII века».

В 1965–1967 годах Гладенко проведены исследования и фрагментарная реставрация церкви Георгия в Старой Руссе. Храм с наружным приделом сооружен в 1410 году, в XVIII веке разобран и возведен заново «на старой основе» в новых формах. Церковь была действующей и при реставрации не закрывалась, поэтому исследования главного храма были проведены лишь снаружи. Были выявлены формы XV века в нижней части Георгиевской церкви (до высоты в два метра) и в значительном объеме придела. Выполнены обмерные и проектные работы, графические реконструкции ансамбля на разные периоды. В ходе работ древние конструкции на Георгиевской церкви раскрыты и оформлены в виде цоколя на южном и восточном фасадах, в приделе — представлены в виде подцерковья. Раскрыты заложенные нижние окна XVIII века.

Всего Тамара Викторовна провела более 20 крупных реставрационных работ. Многие из них включены как примеры в обобщающие труды и методические разработки. Гладенко была известна как главный специалист по архитектуре XVI века, славилась как лучший знаток Старой Руссы. Она внесла значительный вклад в развитие методики реставрации. Ее по праву включают в число четырех «великих новгородских реставраторов» наряду с Любовью Шуляк, Григорием Штендером и Леонидом Красноречьевым. В 1996 году Гладенко (посмертно) в составе этой великолепной четверки архитекторов была удостоена Государственной премии за возрождение городского ансамбля Великого Новгорода.

Владимир ЯДРЫШНИКОВ,
старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, историк архитектуры

Подготовка текста к печати — Валентина БОРИСОВА

 

 

 

Оцените материал:
количество голосов: 0 Просмотров: 608



Решите задачу:: Проверчный код обновить